Меню сайта
Наш опрос
|
Диалог с текстомРечетворческая карта слова рябина.* Звучание и написание слова. - Резко, с болью начинает звучать слово, затем смягчается, - Четыре замороженные бусинки висят на слове рябина. * Ассоциации. Гроздь, огонь, осень, аллея, дом, деревня, окно, заморозки, снегири, воспоминания. * Рифмовка - тренировка. Рябина, калина, осина, паутина, корзина, * Цвет. Охристые листья, бордовые ягоды осени, цвет старинного вина, золотистая. * Звук. Стук капель по стеклу, лай собак, шелест деревьев, щёлканье спелых замороженных ягод, тяжёлый, сухой. * Запах. Запах арбуза и дождя, деревни, сена, запах раннего морозного утра, дыма, запах свежести с горечью, сырости, запаха нет: он не чувствуется в морозном воздухе. * Форма. Листья - решётки. * Характер. Щедрая гроздь рябины, грациозная, безмолвная, грустная, царственно-красивая. " Слово-то какое - в глазах рябит. Снегири прилетают клевать с неё ягоды, а эльфы боятся, не подходят. Она гонит глубокие мысли, и цвет у неё весёлый - ярко - красный. Только мне не нужны её терпкие ягоды, я больше люблю эльфов. Слышали ли вы что-нибудь о столетних рябинах? Они всегда молодые. Как умирают рябины? Да разве мы знаем?! Это дерево для счастливых". "Заморозки. Тусклый пейзаж поздней осени. Первый снег и замёрзшая земля. Северный ветер проходит по макушкам жёстких кустрв. Серое небо мрачнеет в окне, а на нём ярко-красным бисером разгорается гроздь рябины. Это ягоды осени, которые напоминают мне о ярком, солнечном лете. Бордовые ягоды, красные закаты, ночные костры - всё это отголоски лета осенью. Через несколько дней плоды замёрзнут. Опадут охристые листья с рябины. Замороженные бусинки повиснут на ветках". Аналогичные задания будут ненавязчиво и активно развивать образное мышление, активизировать работу ассоциативной памяти, совершенствовать в целом устную и письменную речь учащихся. Как вести диалог с текстом 1. Преобладают ли какие-нибудь звуки? Какова их природа? Почему они преобладают? Выводы по звукописи и цветописи. 2. Какие слова имеют окрашенные суффиксы? Какое отношение автора обнаруживают? Какое настроение создают? 3. У каких слов не совпадают смысл и словарное значение? Почему? Как построен образ? 4. Какие слова имеют синонимы? Почему автор использовал именно данное слово? 5. Какие ещё системные связи имеют слова в тексте? Какова их роль? 6. Какие части речи преобладают и почему? Какая часть речи использована всего один раз? Почему? 7. Укажите фразеологизмы. Какова их роль в тексте? 8. Каков порядок слов в предложении? 9. Какие типы предложений используются? Почему? 10. Какие образы созданы автором и какими языковыми средствами? 11. Какое настроение вызывает данный текст? Диалог с текстом. Любой текст создаётся взаимодействием всех единиц разных уровней. Надо внимательно всматриваться и вслушиваться в текст. На фонетическом уровне информативными оказываются 2 явления: звукопись и цветопись. На морфемном - те или иные образовательные элементы: приставки, суффиксы ( например, уменьшительно-ласкательные). На лексическом уровне ( основном смысловом уровне) не только передаётся информация, но и может создаваться художественный образ.Показателем образности выступает несоответствие текстового и словарного значений, та смысловая надбавка, которая выявляется с помощью наложения значения слова в тексте на значение этого же слова в словаре. Важен авторский выбор слова из группы близких слов, синонимов, а также системные связи этого слова (антонимия, паронимия, омонимия). Обилие глаголов свидетельствует об активности, деятельности, но, как правило, об ограниченности временными рамками. Преобладание имён подчёркивает описательный характер и некое постоянство, вневременность ( о свойстве, качестве, предмете). На уровне простого предложения очень значим прямой и обратный порядок слов - членов предложения. Прямой порядок - согласие, соответствие общепринятым нормам. Обратный порядок несёт дополнительную текстовую нагрузку: " не так, как принято"; "самостоятельно"; "активный"; "не такой, как все"... Умение понимать текст - это умение вести диалог с ним: формулировать по тесту вопросы и находить на них ответы. |
|