Вторник, 19.03.2024, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Величко Т.Н.

Наш опрос
Какой язык предпочтительнее в качестве второго иностранного:
Всего ответов: 97
Словари русского языка
www.gramota.ru
Статистика
Locations of visitors to this page
Форма входа

Диалог с текстом

Речетворческая карта слова рябина.
*
Звучание и написание слова.

 
- Резко, с болью начинает звучать слово, затем смягчается,
  -  Четыре замороженные бусинки висят на слове рябина.
  Ассоциации. Гроздь,  огонь, осень, аллея, дом, деревня, окно, заморозки, снегири, воспоминания.
 *   Рифмовка - тренировка. Рябина, калина, осина, паутина, корзина,
 * Цвет. Охристые листья, бордовые ягоды осени, цвет старинного вина, золотистая.
 * Звук. Стук капель по стеклу, лай собак, шелест деревьев, щёлканье спелых замороженных ягод, тяжёлый, сухой.
 * Запах. Запах арбуза и дождя, деревни, сена, запах раннего морозного утра, дыма, запах свежести с горечью,
    сырости, запаха нет: он не чувствуется в морозном воздухе.
 * Форма. Листья - решётки.
 * Характер. Щедрая гроздь рябины, грациозная, безмолвная, грустная, царственно-красивая.

      " Слово-то какое - в глазах рябит.
     Снегири прилетают клевать с неё ягоды, а эльфы боятся, не подходят. Она гонит глубокие мысли, и цвет
     у неё весёлый - ярко - красный. Только мне не нужны её терпкие ягоды, я больше люблю эльфов.
     Слышали ли вы что-нибудь о столетних рябинах? Они всегда молодые. Как умирают рябины?
      Да разве мы знаем?! Это дерево для счастливых".

               "Заморозки. Тусклый пейзаж поздней осени. Первый снег и замёрзшая земля. Северный ветер
           проходит по макушкам жёстких кустрв. Серое небо мрачнеет в окне, а на нём ярко-красным бисером
       разгорается гроздь рябины. Это ягоды осени, которые напоминают мне о ярком, солнечном лете.
       Бордовые ягоды, красные закаты, ночные костры - всё это отголоски лета осенью.
      Через несколько дней плоды замёрзнут. Опадут охристые листья с рябины. Замороженные бусинки повиснут на ветках".

             Аналогичные задания будут ненавязчиво и активно развивать образное мышление, активизировать работу ассоциативной памяти, совершенствовать в целом устную и письменную речь учащихся.




                                                         
  Как вести диалог с текстом
                       
1. Преобладают ли какие-нибудь звуки? Какова их природа?
                            Почему они преобладают?    Выводы по звукописи и цветописи.
                         2. Какие слова имеют окрашенные суффиксы? Какое отношение
                             автора  обнаруживают?   Какое настроение создают?
                         3. У каких слов не совпадают смысл и словарное значение?
                               Почему?  Как построен образ?
                         4. Какие слова имеют синонимы? Почему автор использовал
                             именно  данное слово?
                         5. Какие ещё системные связи имеют слова в тексте? Какова их роль?
                         6. Какие части речи преобладают и почему?  Какая часть речи
                              использована   всего один раз?  Почему?
                         7. Укажите фразеологизмы. Какова их роль в тексте?
                         8. Каков порядок слов в предложении?
                         9. Какие типы предложений используются? Почему?
                        10. Какие образы созданы автором и какими языковыми средствами?
                        11. Какое настроение вызывает данный текст?
                                       Диалог с текстом.

             Любой текст создаётся взаимодействием всех единиц разных уровней.
         Надо внимательно всматриваться и вслушиваться в текст.
         На фонетическом уровне информативными оказываются 2 явления: звукопись и цветопись.
         На морфемном - те или иные образовательные элементы: приставки, суффиксы
         ( например, уменьшительно-ласкательные).
         На лексическом уровне ( основном смысловом уровне) не только передаётся информация,
         но и может создаваться художественный образ.Показателем образности выступает
          несоответствие  текстового  и словарного значений, та смысловая надбавка, которая
          выявляется с помощью наложения значения слова  в тексте на значение этого же
          слова в словаре. Важен авторский выбор слова из группы близких слов, синонимов,
         а также системные связи этого слова (антонимия, паронимия, омонимия).
           Обилие глаголов свидетельствует об активности, деятельности, но, как правило, об
           ограниченности временными рамками.
          Преобладание имён подчёркивает описательный характер и некое постоянство,
         вневременность ( о свойстве, качестве, предмете).
         На уровне простого предложения очень значим прямой и обратный порядок слов -
          членов предложения. Прямой порядок - согласие, соответствие общепринятым
        нормам. Обратный порядок несёт дополнительную текстовую нагрузку:
         " не так, как принято"; "самостоятельно"; "активный"; "не такой, как все"...
         Умение понимать текст - это умение вести диалог с ним: формулировать
        по тесту вопросы и находить на них ответы.



Поиск
Осталось...
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Учительский портал позитивные картинки Сайт Методсовет Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter репетитор по русскому языку Продленка
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz