Вторник, 19.03.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Величко Т.Н.

Наш опрос
Какой язык предпочтительнее в качестве второго иностранного:
Всего ответов: 97
Словари русского языка
www.gramota.ru
Статистика
Locations of visitors to this page
Форма входа

Поэтические пятиминутки на уроках литературы

     «Поэтические пятиминутки» - это примерно пять – семь минут поэзии раз или два в неделю на уроках литературы, словесности. Большую ценность представляют они для меня, прежде всего, тем, что дают возможность каждому ученику (даже самому слабому!) пережить минуты успеха, удачи, веры в собственные силы и способности. Это  способ создания на уроке комфортной психологической атмосферы,  ведь раскрепостить ребёнка – задача важная и нелёгкая. В классе звучат стихи А. Пушкина, К. Бальмонта, И. Северянина, А. Фета, С. Есенина, Н. Рубцова, Н. Заболоцкого и  многих других поэтов. Горят свечи, живое музыкальное сопровождение (фортепьяно, скрипка) усиливает эмоциональное восприятие поэзии…

«Пятиминутки» формируют эстетический вкус,  повышают общую и читательскую культуру учащихся, культуру, выразительность речи, подготавливают к восприятию поэзии в старших классах.  Они  помогают осознать, что существуют иные точки зрения, кроме  собственной, формируют уважение к мысли другого, а с другой стороны – ученик получает возможность выразить свои мысли и чувства, а через них – себя.

Важно и то, что предлагаемая форма работы способствует интенсификации учебного процесса, позволяя дополнить программное содержание уроков литературы, то есть расширить рамки школьной программы. Мы, например, открыли для себя замечательного поэта 19 века Якова Петровича Полонского. В Новосибирском художественном музее экспонируется 60 картин Н. Рериха. С особым вниманием всматриваемся в картину «Бэда-проповедник», зная, что она написана под непосредственным впечатлением от одноимённого стихотворения Я. Полонского.

Автор убеждён, что предлагаемый проект – это успешная форма организации познавательной деятельности, которая позволяет практически всем учащимся быть вовлечёнными в процесс познания. Дети имеют возможность рефлектировать по поводу того, что знают и  думают. Всё это  способствует и релаксации, снятию нервной нагрузки.  В результате и создаются условия,  при которых ученик чувствует  свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает  продуктивным сам процесс обучения.    

Произведения, близкие по своему образному строю, стилю, настроению.

Значительно обогатят знания школьников в области искусства и такие пятиминутки, на которых идёт сопоставление поэтического текста и произведения живописи. Необходим отбор таких произведений, где ясно ощущается внутреннее сходство образов, настроений, созданных в одном случае средствами языка, в другом – языком живописи (в некоторых случаях  это сходство объясняется тем, что одно произведение создано под  непосредственным влиянием  другого).

 

Ф.С. Рокотов «Портрет А. П. Струйской» - Н. Заболоцкий « Портрет»

                Любите живопись, поэты!

                        Лишь ей, единственной, дано

                        Души изменчивой приметы

                        Переносить на полотно.

                        Ты помнишь, как из тьмы былого,

                        Едва закутана в атлас,

                        С портрета Рокотова снова

                        Смотрела Струйская на нас?

Больше двух веков разделяют моменты рождения двух произведений искусства, но после публикации стихотворения Николая Заболоцкого оба шедевра уже существуют неразделимо.

            Молодая женщина изображена на тёмном фоне и как прелестное видение выплывает из глубины веков – «из тьмы былого». Взгляд миндалевидных глаз не направлен ни на что конкретно, он вне времени. Чуть заметная улыбка,  собственно улыбкой и не являющаяся, - это один из характерных признаков рокотовских образов.

           Черты лица красавицы кажутся словно полустёртыми, тающими, расплывчатыми. Контуры её фигуры размыты, она словно появилась из сумрака и готова исчезнуть в нём. Тени на лице, волосах, плече, платье усиливают ощущение зыбкости и неопределённости образа.

        Мир, в котором живёт Струйская, необычайно красив. Его можно ощутить через нежные полутона розового и пепельно-серого цветов. Художник лишь слегка обозначает оттенки душевного состояния, намеренно не конкретизируя их, оставляя зрителю возможность разгадать глубоко спрятанную тайну её натуры. Можно и не видеть портрет Рокотова, но образ этой женщины встаёт из строчек Заболоцкого зрительно ощутимым:

                        Её глаза – как два тумана,

                        Полуулыбка, полуплач.

                        Её глаза – как два обмана,

                        Покрытых мглою неудач.

                        Соединенье двух загадок…        

            По мнению Заболоцкого, загадкой в портрете  Струйской являются глаза. Только эта деталь портрета  и нашла  отражение в стихотворении, но через описание « прекрасных глаз» женщины поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини. И настолько глубоко поэту запомнился образ женщины, настолько сильным было впечатление от выразительных глаз, что в любых сходных случаях, когда внешняя обстановка напоминает фон картины («потёмки наступают»), перед взором поэта возникает полюбившееся рокотовское полотно.                 

                          Когда потёмки наступают

                          И приближается гроза,

                          Со дна души моей мерцают

                          Её прекрасные глаза.            

              «Прекрасные глаза» - значит сияющие, любопытные, насмешливые, смеющиеся, добрые, печально-вопросительные, широко раскрытые, вызывающие, умоляющие… - какое богатство духовного мира выражено  в этих глазах!  

                    

Н. Ианкошвили «Портрет Нины Чавчавадзе – Грибоедовой» – Я. Полонский Поэма «Н. А. Грибоедова».

 

       Перед нами портрет Нины Грибоедовой, урождённой княжны Чавчавадзе, изображена она в возрасте 17 лет. Портрет написан Нателой Ианкошвили – заслуженным художником Грузии (1956г.).

       Поэма Якова Полонского «Н. А. Грибоедова» и портрет юной вдовы писателя никого не оставят  равнодушными.

       По долгу службы Грибоедов не раз бывал в Грузии. Он любил Тифлис. Княжну Нину знал ещё маленькой девочкой. Он учил её русской литературе и немного игре на фортепиано. Она звала его «дядя Сандро».

       В 1828году Грибоедов был назначен российским послом в Персии. И по пути из Санкт – Петербурга к новому месту службы вновь оказался в Тифлисе. Увидел Нину и был потрясён, как расцвела его воспитанница. Почти сразу Грибоедов сделал Нине Чавчавадзе предложение. Этот умный и тонкий дипломат оказался полностью во власти не разума, а сердца. Не менее пылким оказалось и Нинино ответное чувство.

       Что было с Грибоедовым дальше, известно, наверное, всем. В Тегеране вспыхнул бунт, и толпа захватила дом русской миссии. И сам посол, и охранявшие его казаки были убиты.

        Образ Нины, любящей и верной подруги Александра Сергеевича Грибоедова, написавшей на его могиле трогательно- горестное: «… для чего пережила тебя, любовь моя!» - много лет волновал воображение художницы. Но прежде чем приняться за работу, она перечитывала письма Грибоедова и Нины, тщательно изучала документальные материалы того времени. Всё это помогло художнице воссоздать благородный, овеянный глубокой грустью образ юной вдовы. Нина обладала изысканной восточной красотой и добрым, отзывчивым сердцем. Нина после гибели мужа прожила ещё много лет. Она так больше и не вышла замуж. Когда в Тифлисе возникла эпидемия холеры, Нина осталась, чтобы ухаживать за кем - то из заболевших родственников,  заразилась страшной болезнью и умерла. Похоронить она себя завещала рядом с «её Сандро».

Послушайте строчки из поэмы Я. Полонского:    

             …И скоро перед алтарём

               Мы с ним навек сошлись.

               Казалось, праздновал весь мир

               И ликовал Тифлис…

             …Но час настал: посол царя

               Умчался в Тегеран.

               Прощай, любви моей заря!

               Пал на сердце туман…

             …Ещё мой верующий ум

               Был грёзами повит,

                Как вдруг … вдруг  грянула молва,

               Что он убит… убит…

             …И я пошла его встречать,

               И весь Тифлис со мной

               К заставе эрианской шёл

               Растроганной толпой.

               На кровлях плакали, когда

               Без чувств упала я…

               О, для чего пережила

               Его любовь моя!

            …Там, в тёмном гроте – мавзолей,

               И - скромный дар вдовы –

               Лампадка светит в полутьме,

               Чтоб прочитали вы

               Ту надпись, и чтоб вам она

               Напомнила сама –

               Два горя: горе от любви

                  И горе от ума.

 


               Два взгляда на одну картину. Какой ближе тебе?    

                 

                      И. Крамской «Неизвестная» - А. Блок «Незнакомка»

 

            Есть знаменитейшее стихотворение А. Блока «Незнакомка». И есть знаменитейшее полотно И. Крамского «Неизвестная». Картина написана значительно раньше (в ноябре 1883г. на Х1 выставке Товарищества появилась эта картина). Художник скрыл имя прекрасной модели. Его не знали даже самые близкие друзья. Вспоминали  и известных актрис, слышались имена княгинь, баронесс. Образ неизвестной связывался с Анной Карениной, с Настасьей  Филипповной из «Идиота»…

         Так вот, в течение многих десятилетий в российском сознании эти два названия сближаются, сочетаются, меняются местами. То есть картину с лёгкостью называют «Незнакомка» и наоборот.

   В этих женщинах смутно ощущается некое сходство, а во всём этом какая-то странная заворожённость.

        Особенно популярной стала картина после появления в 1907году знаменитого блоковского стихотворения, которому она обязана вторым названием – «Незнакомка». И хотя поэт создал образ, который стал выражением его личных переживаний, стихотворение всё же  в чём – то перекликается с «Незнакомкой» Крамского. Подобно видению, «всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами», она возникает в колеблющейся морозной дымке и быстро проносится мимо изумлённых и очарованных петербуржцев, лишь на мгновение остановив на них высокомерный взгляд.

       Неизвестная, откинувшаяся на кожаное сиденье экипажа, богато и со вкусом одета: на ней тёмно – синяя бархатная шубка, отороченная серебристым мехом и убранная атласными лентами. Изящная шляпка с белым страусовым пером. Одна рука в пушистой муфте, другая, с поблескивающим золотым браслетом, затянута в перчатку. Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, которая заключена в её взгляде и позе.      

      Силуэт фигуры тёмным, резким пятном рисуется на  розово – палевом фоне, среди проступающих в тумане неясных очертаний  Аничкова дворца, освещённого вечерними лучами солнца. Городской пейзаж помогает ощутить одухотворённость образа. В этой картине Крамской движется к « свету, краскам и воздуху», стремится передать тонкие эффекты, нюансы, особенности освещения. И самое главное, Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

А Блок со своим пониманием красоты. «Незнакомка»

(чтение):

…И странной близостью закованный,

   Смотрю за тёмную вуаль,

   И вижу берег очарованный

                                       И очарованную даль…    

   

Крамской «Неизвестная» - Яков Белинский «Неизвестная»

Каждую ночь беспощадно мне снится:

     вдоль по Гороховой топот копыт, -

     гулко рысак сатанеющий мчится,

     взвихренный снег за коляской кипит…

     Из-под берета – темные пряди,

     брови мерцают звездной пыльцой,

     тесно, и властно, и сладко – ты рядом,

     ветер и  - дивное это лицо.

     Нет, не надменны – печальны и странны

     эти глаза, и смертельно остро,

    снежно блестит из густого тумана

     белое страусовое перо…

     Смутная тайна лежит между нами,

     смысл ее беспощаден и скрыт…

     Губ моих влажно коснулась губами,

     взор твой тревожно и нежно открыт…

     Топот копыт… Коренастые зданья.

     Всплески метели. Беззвездная ночь…

     Вся беспощадность чужого страданья.

     И ничему не могу я помочь.

В одном из залов Третьяковской галереи висит небольшой портрет. Под ним подпись: «Неизвестная». Мимо этой картины нельзя пройти. Обязательно остановишься и долго будешь вглядываться в «дивное это лицо»…

            … Петербургский зимний туманный день. На фоне красноватых стен Аничкова дворца открытая коляска и в ней молодая женщина. Неизвестная откинулась на спинку экипажа, голова ее гордо приподнята, темные глаза в обрамлении густых ресниц смотрят надменно и грустно. Бархатный костюм, отороченный мехом, небольшая шляпка, украшенная страусовым пером, тонкая кисть руки, затянутая лайковой перчаткой, блеск лент, матовая поверхность кожаной обивки коляски – все детали картины удивительно гармоничны.

            Художник создал образ загадочной пленительности. Крамской запечатлел образ прекрасной женщины, духовная красота которой гармонично сочетается   с красотой внешнего облика.

            Яков Белинский отвергает традиционное представление о надменном характере Незнакомки. Печально и строго смотрит она на нас. Как помочь ей? Не знаю. Пронзительна последняя строфа: тревожные метафоры, выразительные эпитеты.… А самое главное – очень хочется помочь ей, Незнакомке.                   

 О.А.Кипренский «Портрет Е.С. Авдулиной» – Г. Богданова «Портрет  Е.С. Авдулиной работы Кипренского»

 

               …Вода прозрачная в стакане,

                             жасмина звон и чистота                          

                             накидки бережной орнамент,

                             предгрозовая густота

                             в окне, и сдержанность улыбки,

                             и складки в золоте накидки,

                             две нити жемчуга на шее,

                             и чёрный бархат, чёрный веер,

                             скользящий лезвием ножа…

                             В воздушном капоре из кружев

                             высокий лоб… Глаза лежат

                             так глубоко, что взгляду нужен

                             совсем особенный простор…

                             Какой-то странный коридор

                             рисуется воображенью…

                             Куда направлен взгляд её?

                             В нём пламенность, и отреченье,

                             и ожиданье, и решенье,

                             и сердца робкое движенье, -

                             куда она сейчас пойдёт?

                           … В окне моём сгустилась ночь,

 а я не знаю, чем помочь

 в разгадке таинства себе,

 и лишний раз молюсь судьбе

 за то, что чудо изобрел

 художник, и оно витает

 неслышно в комнате моей,

 как дней далёких ореол,

Поиск
Осталось...
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Учительский портал позитивные картинки Сайт Методсовет Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter репетитор по русскому языку Продленка
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz