Пятница, 26.04.2024, 01:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Величко Т.Н.

Наш опрос
Какой язык предпочтительнее в качестве второго иностранного:
Всего ответов: 97
Словари русского языка
www.gramota.ru
Статистика
Locations of visitors to this page
Форма входа

Проекты

                           
                                  

                Творческие проекты учащихся

 

             Вот такую пятиминутку провёл ученик 5 «Б» класса Гоша Белецкий:

          «Осень – наше с мамой любимое время года. Нам нравится вместе бродить в Нарымском сквере, вслушиваясь в шёпот листьев под ногами, любуясь нарядными деревьями. Поэтому я приготовил для вас стихотворение С.Есенина «Осень»:

                            Тихо в чаще можжевеля по обрыву. 

                            Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

                            Над речным покровом берегов

                            Слышен синий лязг её подков. 

                            Схимник – ветер шагом осторожным   

                            Мнёт листву по выступам дорожным

                            И целует на рябиновом кусту

                            Язвы красные незримому Христу.

                                                                   1914

   А выбрал я это стихотворение, потому что меня буквально поразила строчка «Осень – рыжая кобыла – чешет гриву». Я и не знал, что так можно думать об осени.

Мне так больше нравится, чем просто «золотая осень». Представил себе эту картину, не удержался и нарисовал  её (показывает свой рисунок). И ещё я думаю, что Есенин очень любил природу, если написал такое стихотворение».

       Учитель может углубить понятие метафоры. Метафора – один из тропов, это не просто слово в переносном значении, а только такое слово или словосочетание, которое употреблено вместо другого слова, потому что между обозначенными ими явлениями есть сходство. Поэзия же С. Есенина действительно необычайно образна.

Для нас: светит луна, и свет падает на крышу деревенской избы. Для Есенина: «Чистит месяц в соломенной крыше обоймлённые синью рога». Какие только перевоплощения не происходят в его стихах! Луна превращается в кудрявого ягнёнка, в жёлтого ворона, медведя, жеребёнка, лошадиную морду:

                            За тёмной прядью перелесиц,

                            В неколебимой синеве,

                            Ягнёночек кудрявый – месяц

                            Гуляет в голубой траве.

                                                       

                                                                                                Чайко Наталья 6 класс            

     «Из воспоминаний Цыбина Кузьмы Васильевича, друга детства С. Есенина: «И ещё вспоминаю, очень любил Есенин цветы.

 Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

         На пятиминутку я принесла букет цветов. Посмотрите, какой он красивый! В нём есть васильки, левкой, колокольчики, резеда. Это

редкий букет, потому что составлен из любимых цветов поэта С. Есенина. А узнала я об этом из поэмы «Цветы» и выучила отрывки из неё, которые мне особенно понравились:

                     

…Шуми левкой и резеда.

                      С моей душой стряслась беда.

                      С душой моей стряслась беда.

                      Шуми левкой и резеда.

                                           

  Ах, колокольчик! твой ли пыл

                      Мне в душу песней позвонил

                      И рассказал, что васильки

                      Очей любимых далеки.

            (…)

                      Я не люблю цветы с кустов,

                      Не называю их цветами.

                      Хоть прикасаюсь к ним устами,

                      Но не найду к ним нежных слов.

                     

                      Я только тот люблю цветок,

                      Который врос корнями в землю,

                      Его люблю я и приемлю,

                      Как северный наш василёк.

 

      Эта строки  помогает понять душу поэта. Мне он кажется простым, искренним, любящим природу, ведь он так нежно говорит о полевых скромных цветах, и они – его друзья. Есенин сам похож на тот северный василёк, который врос корнями в родную землю.

Значит, он любит не только цветы, но и родину».   

 

                                                                                                                             Кривошеева Таня  7 «Б» класс

 

« В феврале 1918 года в Москве, в знаменитом зале Политехнического музея, состоялись выборы «короля» поэтов, и им стал Игорь Северянин (демонстрирует портрет). Мне очень понравилось его стихотворение « Ноктюрн» своей необычностью, непохожестью на привычные стихи, хотя в нём ещё не всё мне понятно.

Послушайте:

                        Месяц гладит камыши

                        Сквозь сирени шалаши…

                        Всё – душа, и ни души…

                        Всё мечта, всё божество,

                        Вечной тайны торжество…

         

      Мы привыкли к тому, что лес – это чаще великан, деревья – богатыри-великаны, а здесь такое неожиданное сравнение: «лес как сказочный камыш, а камыш как лес-малыш». Яблони цветут ранней весной, а пороша бывает зимой. Когда яблоня отцветает, её белые лепестки подхватывает ветер, создаётся впечатление, что это закружилась снежная пороша. Такое вот сказочное смешение времён года! Вообще Ноктюрн переводится с латинского как «ночная песня». И когда читаешь стихотворение, то понимаешь, как содержание его точно соответствует названию».

            Поэты часто используют один из самых сильных поэтических приёмов – звукопись. Примером этому служит и «Ноктюрн» Северянина. Звукопись достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания (камыши, шалаши), повторением одного и   того  же  звука   (ш),  употреблением   слов,   которые  своим  звучанием

напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

        Повторение одинаковых или сходных согласных звуков называется аллитерацией (от лат. «собуквие»), в русской речи является самым распространённым типом звукового повтора. Объясняется это тем, что в фонетической системе русского языка доминирующее положение занимают согласные звуки, т.к. их значительно больше, чем гласных (6 гласных фонем – 37 согласных). В нашем стихотворении глухие шипящие (ш) звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, лёгкими движениями, чуть слышным шуршанием камыша).

 

                                                                                                       Лях   Алёна   6 "В" класс

Я сибирячка. Родилась и живу в Новосибирске. Не представляю себе жизни без зимы, снега, катка, лыж …   Мы с дедушкой любим прокладывать новые пути в зимнем лесу. Однажды мы вышли на поляну и замерли … Сквозь  кружевные ветви деревьев проглядывали красные кисти рябины. Как это было красиво!

         Но смысл этой встречи  открылся мне позднее,  когда я прочитала стихотворение нашей новосибирской поэтессы  (она не любила слово «поэтесса») Елизаветы Стюарт. Послушайте его.

                            Сердце леса.

                              Уже и осень отполыхала,

                              И всюду стало белым  - бело,

                              А речка лодки отколыхала,

                              И отдыхало уже весло…

                   Но в чаще леса, где  - то и дело

                              Буран вздымался – зимний гость,

                              Рубинно рдела, рубинно рдела

                              Сквозь снег рябиновая гроздь

                              Как будто лето напоминало

                              И согревала белизну,

                              Как будто сердце не умирало

                              И отвергало седину

                                                                                         1967г.

   Лес – живое существо. Он дышит, живет, радуется, смеется, печалится… А его доброе сердце бьется и бьется. Оказывается, мне повезло: солнечным зимним днем  я встретилась с сердцем леса. А понять это я смогла  благодаря  стихотворению Елизаветы Стюарт.  Почему же она  так причудливо нарисовала зимний  лес? Может быть, автор стихотворения сама удивилась необычности этой картины и постаралась не только нарисовать ее, но и донести свое впечатление до нас, чтобы и мы вместе с ней удивились, поразились, увидев по- новому лес, природу, мир. Я бы отметила в этом стихотворении cначала  метафоры.   Осень отполыхала. Глагол   отполыхать  (полыхать) редко  встретишь в обычной  речи. Полыхать – пылать, ярко гореть вспышками (см. словарь Ожегова С.И.). В этом году осень в самом деле очень долго пылала яркими красками: багряными, лимонными, коричнево – розовыми, золотыми..  А рябиновая гроздь – сердце леса!  Так и  видишь эту удивительную картинку. Еще хочу обратить ваше внимание на строчку: «И отдыхало  уже весло   …»  (инверсия). Олицетворение помогает нам понять, что  все,   что окружает нас, живет своей особой жизнью, которую просто необходимо уважать всем нам.  Думаю, что стихи Елизаветы Константиновны Стюарт  помогают  нашему взрослению. И мы можем гордиться своей землячкой. 

 

 Дак  Евгений  7 «В» класс

 

    А. А. Наумов. «После дуэли»-  Ф. И. Тютчев. «29 января 1837 года».

 

Ф. И.  Тютчев… Много ли мы знаем о нем? Родился 23 ноября 1803 года в самом сердце России – в деревне Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Совсем молодым, в возрасте 19 лет, Фёдор Иванович закончил  словесный факультет Московского университета и был направлен на дипломатическую службу в Германию. Там он жил очень долго – 22 года.  За это время он всего 4 раза побывал в России.

 Все эти годы Тютчеву приходилось говорить  только на французском и на немецком языках. Русской речи он почти не слышал.  Русский язык хранился у поэта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По-русски творилось, как оказалось, главное дело жизни - стихи. Тютчев не стремился стать профессиональным поэтом. Он даже подчёркивал своё как бы пренебрежительное отношение к творчеству.  Вместе с ненужными бумагами как-то бросил в корзину целый ворох своих стихов и переводов.

         Неравнодушными читателями его были Пушкин и Жуковский, Некрасов и Тургенев, Достоевский и Менделеев, Блок и Горький. О Тютчеве как о мыслителе с уважением отзывались немецкий философ Шеллинг и гениальный немецкий поэт Генрих Гейне. С ними Тютчев был лично знаком.

         Большинство читателей воспринимают Тютчева как певца природы, но сегодня я познакомлю вас со стихотворением, написанным поэтом на смерть Пушкина.                               

                       Из чьей руки свинец смертельный

                       Поэту сердце растерзал?

                       Кто сей божественный фиал

                       Разрушил, как сосуд скудельный?

                       Будь прав или виновен он

                       Пред нашей правдою земною,

                       Навек он высшею рукою

                       В « цареубийцы» заклеймён.

                       …………………………………….

                       И сею кровью благородной

                       Ты жажду чести утолил-

                       И осенённый опочил

                       Хоругвью горести народной.

                       Вражду твою пусть тот рассудит,

                       Кто слышит пролитую кровь…

                       Тебя ж, как первую любовь,

                       России сердце не забудет!..

   Обратимся к трагической истории гибели Пушкина. Перед нами картина « После дуэли» русского художника А. А. Наумова.

           27 января 1837года пасмурным зимним утром из Петербурга выехали двое саней в парной упряжке. Это ехали на дуэль Пушкин и Дантес с их секундантами. Подъехали к уединённому месту в лесу, выбрали поляну и обозначили место для противников. Пушкин и Дантес ждали сигнала к началу дуэли. Тяжёлое предчувствие давило душу поэта.    Он в последний раз оглянулся, как бы прощаясь с природой. Секунданты начали считать. Не успело раздаться роковое «три», как Дантес поспешил выстрелить. Пушкин упал: пуля поразила его в живот. На минуту он потерял сознание. Очнувшись, Пушкин крикнул Дантесу, чтобы тот стал на место. Полулёжа Пушкин сделал свой выстрел. Пуля оцарапала руку Дантесу, он упал от страха. Пушкин крикнул «браво» и лишился чувств. Секунданты бросились к нему, привели его в чувство и, бережно взяв под руки, повели к саням. Этот момент и запечатлён на картине Наумова.

          Лицо Пушкина спокойно, но сдержанное страдание сквозит в его чертах. Вся скорбная фигура поэта выражает это: он безвольно повис на руках у Данзаса и Д Аршиа-ка, ноги волочатся по снегу. В стороне – одинокий, как будто ко всему безразличный, Дантес. Пушкин смотрит в том направлении, где стоит Дантес; взгляд Данзаса направлен туда же.   Поэтому и наш глаз невольно обращается к фигуре Дантеса: вот виновник страданий поэта, это его убийца. Облик Дантеса дан художником в отчуждении от центральной группы; создаётся впечатление его отверженности. Он стоит спиной к зрителям картины, наклонив голову, лица его не видно. Через два дня поэт скончался.

                 

        Тебя ж, как первую любовь,

                   России сердце не  забудет!..                                                                           

                                                                

                                                                                            Иосис Алина 9  «В» класс

Свою пятиминутку я посвящаю русскому художнику Михаилу Васильевичу Нестерову.

Трудно рассказывать о художнике. Трудно, потому что говорить о живописи – это всё равно, что говорить о музыке. Слова тут иногда могут только помешать. «Открыть» же  для себя этого художника мне помогли стихи Игоря Кобзева:    

 

Когда порой решишь, что некого

В искусстве взять за образец,

Передо мной вдруг встанет Нестеров,

Нежнейшей  русскости певец.

 

Печаль   весны и сладость осени,

И заревая тишина…

Он весь – как бы лесное озеро,

В котором Русь отражена.

 

       Меня просто покорила последняя строфа. Как неожиданно, красиво: «…бьют крылом берёзы белые».  А выражение «нежнейшей русскости  певец»?   Видимо, это окказионализм. Слово это я не нашла в словарях, но оно понятно каждому из нас, каждому русскому…Взгляните на картину Нестерова «На Руси. (Душа народа). Очень долго шла она к своему зрителю – 70 лет!

       Высокий берег Волги… Мальчик в светлой рубашке. А за ним не то идёт, не то стоит громадная толпа. Внимательно рассматриваю лица этих людей. Кто они? Какие они ? 

С удивлением вижу справа профили Толстого и Достоевского! И что это – Крестный ход? Ведь несут иконы, хоругви, горят свечи; здесь монахи, крестьяне. Впереди приплясывают юродивые.          Но движения всё - таки нет в этой картине. Люди застыли …они  наблюдают за обутым в лапти маленьким мальчиком.                                                               

Екатерина Петровна Нестерова (жена художника) сказала об этой картине: «Лирик русской живописи, он создал на этот раз трагедию русской веры. На упорные вопросы, кто же придет к Христу – патриарх? инок? верующая  баба? православный Достоевский или отлученный Лев Толстой? – художник  отвечал: «Не знаю».

Нестеров воплотил своё представление об идеале в образах Древней Руси: это были отшельники, монахи, мечтатели – « чистые души России».              

 

Произведения Нестерова, связанные с темой религии, имели в качестве главной художнической задачи размышление. Он стремился найти истину в окружающем его мире. Этому учили Нестерова его великие учителя – Перов и Крамской.

 

Пусть там пустынники и отроки

И слишком благостны поля, -

Все это Русь. Не встретить отроду

Милей, чем отчая земля.

 

И мне вот так светло и бережно

Лепить черты страны своей,

Где бьют крылом березы белые,

Белее белых лебедей.

   

У христиан птицы – крылатые души, всё духовное, души в раю. В России берёза – символ чистоты. Метафора «бьют крылом берёзы белые» придаёт высказыванию особую эмоциональную окраску. Можно предположить, что речь идёт о чистой и  крылатой душе русского народа! 

                                                


Поиск
Осталось...
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Учительский портал позитивные картинки Сайт Методсовет Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter репетитор по русскому языку Продленка
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz