Меню сайта
Наш опрос
|
Спецкурсы, программыСпецкурс "Психологизм русской литературы 19 века" (10 класс) Пояснительная записка Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших художественных вершин. Имена Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского - это имена крупнейших, гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе. Представленная программа спецкурса рассматривает вопрос о психологизме художественной литературы (прозы) как о высокой ступени её развития. В первом разделе программы представлены общие сведения о психологизме как свойстве художественной литературы, здесь рассматриваются вопросы психологического мастерства писателя, места психологизма в литературном произведении, его особой содержательной роли; кратко освещаются основные этапы развития психологизма в мировой литературе. Психологизм перестраивает традиционные формы повествования в соответствии со своими собственными задачами. Второй раздел посвящён анализу своеобразия психологического стиля в произведениях Лермонтова, Тургенева, Чернышевского, Толстого, Достоевского, Чехова. Курс расширяет рамки школьной программы. Предполагается практическая работа с текстом. Раздел первый. Инструмент человековедения 1. Введение. Русская классика глазами зарубежного читателя.
2. Что такое писатель-психолог? Психологический и непсихологический способы художественного освоения реальности. 3. Зачем нужен психологизм? 4. Приёмы и способы психологического изображения: - внешние детали; - портрет как форма психологического изображения; - психологическое повествование от 3-го лица; - практическая работа с текстом; - внутренний монолог: а) разновидность внутреннего монолога - рефлектированная внутренняя речь ( иначе говоря - психологический самоанализ). - авторское психологическое изображение (повествование): а) психологическое описание; б) психологическое повествование в узком смысле слова. 5. Специфические формы, которые используются сравнительно нечасто: - сны и видения как приёмы психологизма; - персонажи-двойники; - приём умолчания о процессах внутренней жизни и эмоциональном состоянии героя. 6. Из истории развития психологизма. 7. Зачётная лабораторная работа. Раздел второй. Психологизм шедевров русской классики 1. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". 2. И.С. Тургенев. "Отцы и дети". 3. Н. Г. Чернышевский. "Что делать?". 4. Л.Н. Толстой. "Война и мир". 5. Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание". 6. Рассказы и повести А. П. Чехова. 7. Итоговая зачётная лабораторная работа. Всего: 34 часа Своеобразие психологизма Ф. М. Достоевского Главные черты уникального психологического стиля Достоевского: 1. Душевная жизнь изображается в её крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряжённости. Герои всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда и т. п. 2. Изображение душевной жизни в полярной противоположности её составляющих является другим важнейшим принципом психологизма Достоевского. Один из персонажей романа "Братья Карамазовы"говорит о карамазовской натуре, способной созерцать "две бездны разом": бездну добра, любви, сострадания - и бездну зла, ненависти, разврата. Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем 19 века. Он показывает не просто борьбу в душе героя противоположных мыслей, ощущений и желаний, но и их странный, парадоксальный переход друг в друга, когда в мучении и страдании есть своеобразное наслаждение, а в самой радости- что-то тёмное и тяжёлое. 3. Достоевский был первым из писателей, кто художественно освоил глубинную непостижимость внутреннего мира в рамках эпического рода, т. е. в широком, подробном психологическом повествовании А.Б. Есин Особенности психологического повествования в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Стрекашова Екатерина 9 В класс
|
|