Речетворческая карта слова рябина.
* Звучание и написание слова.
- Резко, с болью начинает звучать слово, затем смягчается,
- Четыре замороженные бусинки висят на слове рябина.
* Ассоциации. Гроздь, огонь, осень, аллея, дом, деревня, окно, заморозки, снегири, воспоминания.
* Рифмовка - тренировка. Рябина, калина, осина, паутина, корзина,
* Цвет. Охристые листья, бордовые ягоды осени, цвет старинного вина, золотистая.
* Звук. Стук капель по стеклу, лай собак, шелест деревьев, щёлканье спелых замороженных ягод, тяжёлый, сухой.
* Запах. Запах арбуза и дождя, деревни, сена, запах раннего морозного утра, дыма, запах свежести с горечью,
сырости, запаха нет: он не чувствуется в морозном воздухе.
* Форма. Листья - решётки.
* Характер. Щедрая гроздь рябины, грациозная, безмолвная, грустная, царственно-красивая.
" Слово-то какое - в глазах рябит.
Снегири прилетают клевать с неё ягоды, а эльфы боятся, не подходят. Она гонит глубокие мысли, и цвет
у неё весёлый - ярко - красный. Только мне не нужны её терпкие ягоды, я больше люблю эльфов.
Слышали ли вы что-нибудь о столетних рябинах? Они всегда молодые. Как умирают рябины?
Да разве мы знаем?! Это дерево для счастливых".
"Заморозки. Тусклый пейзаж поздней осени. Первый снег и замёрзшая земля. Северный ветер
проходит по макушкам жёстких кустрв. Серое небо мрачнеет в окне, а на нём ярко-красным бисером
разгорается гроздь рябины. Это ягоды осени, которые напоминают мне о ярком, солнечном лете.
Бордовые ягоды, красные закаты, ночные костры - всё это отголоски лета осенью.
Через несколько дней плоды замёрзнут. Опадут охристые листья с рябины. Замороженные бусинки повиснут на ветках".
Аналогичные задания будут ненавязчиво и активно развивать образное
мышление, активизировать работу ассоциативной памяти, совершенствовать в
целом устную и письменную речь учащихся.
Как вести диалог с текстом
1. Преобладают ли какие-нибудь звуки? Какова их природа?
Почему они преобладают? Выводы по звукописи и цветописи.
2. Какие слова имеют окрашенные суффиксы? Какое отношение
автора обнаруживают? Какое настроение создают?
3. У каких слов не совпадают смысл и словарное значение?
Почему? Как построен образ?
4. Какие слова имеют синонимы? Почему автор использовал
именно данное слово?
5. Какие ещё системные связи имеют слова в тексте? Какова их роль?
6. Какие части речи преобладают и почему? Какая часть речи
использована всего один раз? Почему?
7. Укажите фразеологизмы. Какова их роль в тексте?
8. Каков порядок слов в предложении?
9. Какие типы предложений используются? Почему?
10. Какие образы созданы автором и какими языковыми средствами?
11. Какое настроение вызывает данный текст?
Диалог с текстом.
Любой текст создаётся взаимодействием всех единиц разных уровней.
Надо внимательно всматриваться и вслушиваться в текст.
На фонетическом уровне информативными оказываются 2 явления: звукопись и цветопись.
На морфемном - те или иные образовательные элементы: приставки, суффиксы
( например, уменьшительно-ласкательные).
На лексическом уровне ( основном смысловом уровне) не только передаётся информация,
но и может создаваться художественный образ.Показателем образности выступает
несоответствие текстового и словарного значений, та смысловая надбавка, которая
выявляется с помощью наложения значения слова в тексте на значение этого же
слова в словаре. Важен авторский выбор слова из группы близких слов, синонимов,
а также системные связи этого слова (антонимия, паронимия, омонимия).
Обилие глаголов свидетельствует об активности, деятельности, но, как правило, об
ограниченности временными рамками.
Преобладание имён подчёркивает описательный характер и некое постоянство,
вневременность ( о свойстве, качестве, предмете).
На уровне простого предложения очень значим прямой и обратный порядок слов -
членов предложения. Прямой порядок - согласие, соответствие общепринятым
нормам. Обратный порядок несёт дополнительную текстовую нагрузку:
" не так, как принято"; "самостоятельно"; "активный"; "не такой, как все"...
Умение понимать текст - это умение вести диалог с ним: формулировать
по тесту вопросы и находить на них ответы.