Пояснительная записка
Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших художественных вершин. Имена Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского - это имена крупнейших, гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе. Представленная программа спецкурса рассматривает вопрос о психологизме художественной литературы (прозы) как о высокой ступени её развития.
В первом разделе программы представлены общие сведения о психологизме как свойстве художественной литературы, здесь рассматриваются вопросы психологического мастерства писателя, места психологизма в литературном произведении, его особой содержательной роли; кратко освещаются основные этапы развития психологизма в мировой литературе. Психологизм перестраивает традиционные формы повествования в соответствии со своими собственными задачами.
Второй раздел посвящён анализу своеобразия психологического стиля в произведениях Лермонтова, Тургенева, Чернышевского, Толстого, Достоевского, Чехова.
Курс расширяет рамки школьной программы. Предполагается практическая работа с текстом.
Раздел первый. Инструмент человековедения
1. Введение. Русская классика глазами зарубежного читателя.
2. Что такое писатель-психолог? Психологический и
непсихологический способы художественного
освоения реальности.
3. Зачем нужен психологизм?
4. Приёмы и способы психологического изображения:
- внешние детали;
- портрет как форма психологического изображения;
- психологическое повествование от 3-го лица;
- практическая работа с текстом;
- внутренний монолог:
а) разновидность внутреннего монолога - рефлектированная
внутренняя речь ( иначе говоря - психологический самоанализ).
- авторское психологическое изображение (повествование):
а) психологическое описание;
б) психологическое повествование в узком смысле слова.
5. Специфические формы, которые используются
сравнительно нечасто:
- сны и видения как приёмы психологизма;
- персонажи-двойники;
- приём умолчания о процессах внутренней жизни и
эмоциональном состоянии героя.
6. Из истории развития психологизма.
7. Зачётная лабораторная работа.
Раздел второй. Психологизм шедевров русской классики
1. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени".
2. И.С. Тургенев. "Отцы и дети".
3. Н. Г. Чернышевский. "Что делать?".
4. Л.Н. Толстой. "Война и мир".
5. Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание".
6. Рассказы и повести А. П. Чехова.
7. Итоговая зачётная лабораторная работа.
Всего: 34 часа
Своеобразие психологизма Ф. М. Достоевского
Главные черты уникального психологического стиля Достоевского:
1. Душевная жизнь изображается в её крайних проявлениях, в моменты
наибольшей психологической напряжённости. Герои всегда на грани
нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда и т. п.
2. Изображение душевной жизни в полярной противоположности её
составляющих является другим важнейшим принципом психологизма
Достоевского. Один из персонажей романа "Братья Карамазовы"говорит о
карамазовской натуре, способной созерцать "две бездны разом": бездну добра,
любви, сострадания - и бездну зла, ненависти, разврата.
Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается
Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем 19 века.
Он показывает не просто борьбу в душе героя противоположных мыслей,
ощущений и желаний, но и их странный, парадоксальный переход друг в друга,
когда в мучении и страдании есть своеобразное наслаждение, а в самой радости-
что-то тёмное и тяжёлое.
3. Достоевский был первым из писателей, кто художественно освоил
глубинную непостижимость внутреннего мира в рамках эпического
рода, т. е. в широком, подробном психологическом повествовании
А.Б. Есин
Особенности психологического повествования в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Стрекашова Екатерина 9 В класс