Уважаемые родители!
Надеюсь, что материалы этой страницы будут для вас полезными и интересными
Что нужно делать, чтобы понравиться своим детям
* Сформулируйте правила и не отступайте от них.
* Будьте справедливы. Хоть это и трудно, особенно с подростками.
* Слушайте, слушайте, слушайте. Чтобы услышать своего ребёнка.
* Разрешайте детям выражать свои чувства. Но учите не обзываться и не грубить.
* Никаких военных маневров и действий! Всё решаем только мирным путём. Если назрел
конфликт - делайте заявление, вступайте в переговоры, отстаивайте свои ценности,
ищите согласия.
* Пусть учатся отвечать за свои поступки и лень. Не разрешайте управлять
микроавтобусом,
если он так и не удосужился сдать на соответствующую категорию.
* Разрешайте работать только летом, потому что работа в течение года резко снижает
успеваемость.
* Не позволяйте им грубить кому бы то ни было. Нельзя - и всё.
* У них должны быть обязанности по дому. Хочется им того или нет.
* Познакомьтесь с их друзьями. Запомните по именам, будьте приветливы и
по возможности
ничего не пропускайте мимо ушей. Вдруг пригодится?
* Вы просто обязаны научить детей говорить, куда они ушли и когда вернутся.
* Интересно, а ваш дом может стать местом их встреч и общения? Учтите, это и
их дом тоже.
* Если ваш подросток ушёл на вечеринку - не стесняйтесь, звоните друзьям домой.
Спрашивайте обо всём, о чём хочется спросить. Если вас что-то беспокоит - имеете
право нанести визит в разгар веселья. Ничего, и они нами не всегда должны быть
довольны. Даже если говорят, что ненавидят - не страшно, пройдёт.
* Что бы подростки ни говорили и ни думали, родители для них важнее всех.
* Мнения, суждения детей очень непостоянны. Они вообще склонны довольно часто
пересматривать свои философские воззрения. Поэтому недалёк тот час, когда ваши
с ними ценности совпадут.
Как можно хвалить ребёнка
Отлично! Здорово! Молодец! Мне нравится. Спасибо тебе большое!
Вот так бы всегда! Ух ты! Вот это да! Красиво! Забавно! Пятёрка с плюсом!
Замечательно! Я горжусь тобой! Грандиозно! Совсем неплохо!
Ты просто молодчина! У-у-у, ты гордость семьи!
В семье растёт дочь
Советы мамам.
1. Обращайтесь с девочками без нравоучений, без упрёков.
2. Не говорите, особенно в присутствии дочери, соседям, друзьям,
приятелям, как хороша ваша дочь, не перечисляйте её достоинств.
И, наоборот, "не выплёскивайте" молву о недостатках вашей
дочери, не судите с соседкой о её поведении.
3. Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя,
напоминая, чаще подбадривайте. а не упрекайте.
4. Умейте помолчать. Иногда молчание - поистине золото,
особенно когда речь идёт о воспитании девичьей стыдливости,
целомудрия, чистоты. Здесь не должно быть места ни грубоватым
шуткам, ни насмешкам.
5. Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости,
но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Ещё хуже
"пилить" изо дня в день", "распекать". Всё это создаёт такую
атмосферу, которая может перейти в отчуждённость.
6. Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство
вежливости в общении.
7. Считайтесь с мнением дочери, советуйтесь с нею. Не бойтесь,
когда надо сказать "Извини!".
8. С взрослеющей дочерью говорите, как со взрослой женщиной.
В семье растёт сын.
Советы папам.
1. Мальчик хочет быть хорошим, но не любит, когда его прямолинейно
воспитывают, его раздражают слова! Воспитывайте делом и
личным примером!
2. Если отец всегда недоволен, нетерпелив и раздражителен по
отношению к сыну, мальчик будет испытывать неуверенность
и неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин
и мальчиков.
3. Мальчику необходим опыт успеха. Приобрести его он может с
вашей помощью. Создавайте, придумывайте ситуации для сына,
где он, несомненно, добьётся успеха. Замечайте успех сына,
хвалите почаще.
4. Если вы хотите чего-то добиться от своего сына, надо ему это
привить, а значит, лучше всего "заразить" своим делом.
Добиваться можно лишь того, что делаешь сам.
5. Мальчики не меньше девочек нуждаются в родительской
ласке и телесном контакте с ними. Отец может похлопать
подростка по плечу, потолкаться с ним, побороться. Дети,
которые регулярно видели проявление любви и привязанности
от родителей, обладают более развитым чувством внутренней
безопасности.
6. У отца с сыном должны быть свои мужские секреты. Совместные
прогулки, увлечения, рыбалка и т.п. дают почувствовать сыну,
что он "свой парень".
10 заповедей родителей
* Не жди, что Твой ребёнок будет таким, как Ты. Или таким, как Ты
хочешь... Помоги ему стать не тобой, а собой.
* Не думай, что ребёнок Твой: он Божий.
* Не требуй от ребёнка платы за всё, что Ты для него делаешь:
Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить Тебя?
Он даст жизнь другому, тот - третьему, это
необратимый закон благодарности.
* Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть
горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
* Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому
по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем Тебе
Твоя. А может, и больше. Потому что у него ещё нет привычки.
* Не унижай!*
* Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка,
мучь - если можешь и не делаешь.
* Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве)-
для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
* Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что
не хотел бы, чтобы другие сделали Твоему.
* Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым,
взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что РЕБЁНОК - это праздник,
который пока с тобой.
Тренинг родительской эффективности
Многочисленные психологические исследования подтвердили, что «проблемные», «закомплексованные» и «непослушные» дети — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Специалисты пришли к выводу, что стиль взаимодействия детей и родителей непроизвольно запечатлевается в памяти ребенка, и, став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Каждому родителю нужно научится:
- безусловно принимать своего ребенка таким, какой он есть
- узнать о законе «зоны ближайшего развития» и его использовании
- конструктивно разрешать конфликты (выигрывают обе стороны)
- применять «активное слушание»
- избегать автоматических реакций
- доносить до ребенка свои эмоции и переживания
- создавать правила таким образом, чтобы ребенок им следовал
- создавать сокровищницу самооценки своего ребенка
- контролировать негативные эмоции
Что следует знать каждому родителю?!
9 золотых правил (по Ю. Гиппенрейтор):
Правило 1.
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим
невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно
справишься!»
Правило 2
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:
- Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
- По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3
Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные
дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4
Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих
действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и
становиться «сознательным».
Правило 5
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания,
сообщите ему об этом.
Правило 6
Когда вы говорите своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА. О СЕБЕ, О
СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Правило 7
Не требуйте от ребенка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого
посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило 8
Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания
с возможностями ребенка.
Правило 9
Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
Правила о правилах (по Ю. Гиппенрейтор):
- Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
- Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
- Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
- Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
- Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно разъяснительным, чем повелительным.
- Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Чтобы не допускать глубокого, разлада ребенка с самим собой и окружающим миром,
нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
- Безусловно принимать его.
- Активно слушать его переживания, и потребности.
- Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
- Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
- Помогать, когда просит.
- Поддерживать успехи.
- Делиться своими чувствами (значит доверять).
- Конструктивно разрешать конфликты.
- Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
- Обнимать не менее 4 х, а лучше по 8 раз в день.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.