Сегодня речь идёт о
необходимости формировать новую культуру управления в стране, ориентированную
на активизацию человеческого фактора, поэтому
целью системы образования должна
стать подготовка творчески активной, грамотной и социально ответственной
молодёжи, а не просто сдача ЕГЭ.
Подростковый возраст –
это очень важный этап формирования
личности человека, подготовка к взрослой жизни. И перед подростком стоят
определённые возрастные задачи, которые он более или менее успешно
решает, независимо от того, знает ли он об их существовании или нет. Говоря о
потребностях современного подростка, необходимо подчеркнуть, что потребность в
творческом самовыражении и самореализации – творческая самореализация –
это сильнейшая струя в развитии подростка. Если он находит возможность для
удовлетворения этой потребности, он практически находит возможность удовлетворить и все остальные. Творчески
самореализуясь, подросток получает практический жизненный опыт, ему интересно,
он развивается, он испытывает уважение к самому себе, получая результаты своего
творчества, его принимают окружающие, и ему легко жить в чётких границах своего
творчества. Когда человек получает уважение и признание, у него вырабатывается
прочная уверенность в себе как в ценной личности, и это ложится в основу успеха
во всех сферах его жизни.
Нашим детям часто не
хватает признания педагогов, одноклассников, а есть, оказывается, способ
заявить о себе. Не получается решать задачки по математике, но зато ты пишешь
стихи! И аплодисменты уже звучат в твой адрес. Мы уверены, каждый ребёнок
должен заслужить аплодисменты!
В последние два года активно используем новую форму работы с подростками
- «Открытый микрофон». Всё просто.
Устанавливаем в холле первого этажа школы 2-3 микрофона, и импровизированная
сцена готова. Тема выступления? А это зависит от вас, дорогие коллеги. От
вашего творческого потенциала, заинтересованности, вашего понимания роли
педагога в современном учебном процессе. В первый раз мы использовали эту форму
работы во время проведения Недели русского языка. Это были подготовленные
выступления, мини-спектакли… Учащиеся 8 «А» вели разговор о культуре речи, свою
этимологическую страничку представил 6 «Б» класс.
21 февраля – Всемирный день поэзии. Как вы отмечаете
этот праздник в своей гимназии, школе с эстетическим уклоном? А мы читаем стихи всей школой! Думали, двух
перемен по 20 минут достаточно. Но …ошиблись. К микрофону ребята выходили сначала робко, очень волнуясь, «с
замиранием сердца…». А потом… В холле
школы зазвучали стихи С. Есенина,
Б.Пастернака, К. Симонова, Р. Гамзатова, А. Ахматовой, И. Северянина…и стихи
собственного сочинения. Их первой прочитала учительница математики Давыдова
И.М., вызвав шквал аплодисментов у слушателей. Продолжила её начинание ученица
6 «А» класса Камынина Даша. В общем, двух перемен не хватило. Пришлось
продолжать акцию на следующей, третьей, перемене. Позже нашу инициативу
подхватили учителя английского языка, и в холле школы звучали стихи теперь уже на английском языке. 8 мая мы
читали стихи о Великой Отечественной войне, и не только стихи, пели песни
времён войны. В этом учебном году ученики моего 9 «А» подготовили театрализованную постановку
по правилам дорожного движения для ребят
5-6 классов. Было очень весело, интересно и познавательно. Такая форма работы даёт неограниченный простор
для творчества…
Многие дети побороли свой
страх, робость, застенчивость, шагнув на импровизированную сцену. Сделан первый
шаг в формировании личности инициативного, свободного человека, не боящегося
сказать «своё» слово в микрофон. Некоторые ребята просто стояли в сторонке и
слушали, смотрели. Они пока не справились с собой, но было видно, что им очень
хочется быть на «сцене». Надеемся, в следующий раз они обязательно сделают над собой усилие, ведь развитие
личности ребёнка зависит и от его
собственных усилий по самостроительству. Сделан и первый шаг в получении
школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Приобретается опыт
поведения в открытой общественной среде. Это вероятность становления их
гражданской компетентности.
Нашим воспитанникам очень
нравится акция «Открытый микрофон». А вам?
Величко Т.Н. – учитель русского
языка и литературы, председатель МО словесников школы №54, почётный работник
общего образования
|