Персональный сайт - Уроки
Воскресенье, 11.12.2016, 05:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Величко Т.Н.

Наш опрос
Какой язык предпочтительнее в качестве второго иностранного:
Всего ответов: 93
Словари русского языка
www.gramota.ru
Статистика
Locations of visitors to this page
Форма входа

Уроки

                     Литература   8 класс

                 Древнерусская литература. Урок - закладка         

                  Образ Русской земли в XI веке

Введение.

           Появление русской литературы в конце X – начале XI века «дивлению подобно». Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании».

         «Русский писатель уже в XI в. воспринимал свой труд как служение родной стране…».

                                                                Д.С. Лихачев

                                               Образ Русской земли в XI веке ( урок-закладка по произведениям древнерусской литературы: «Слово» Илариона, «Сказание о Борисе и Глебе», «Похвала Феодосию Печерскому», «Память и похвала Владимиру»)

                           (запись на доске)

Цель:  знакомство с древнерусской литературой XI

           века;

           ввести учащихся в культурный контекст Древней

           Руси, чтобы воспитать из них не «иванов, родства

           не помнящих», а людей духовных, почитающих

           предков своих; чтобы ценности усваивались ими не

           через лозунги и пропаганду, а через духовное

           богатство русского народа;

           расширение словарного запаса;

           собрание (построение) собора души.

                            Ход урока

I.                 Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

     Вступительное слово учителя. Наш сегодняшний разговор мне захотелось начать словами, вынесенными в эпиграф.

                                      « Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

                                                          Д.С. Лихачёв

                               С. Рахманинов. Второй концерт для фортепиано с оркестром. 1-я часть: колокольный звон

Слайд. Московские соборы.

      Учитель или подготовленный ученик читает наизусть

песню-славу «Русская земля»:

                    О светло светлая

                          И украсно украшена

                          Земля Русская!

                          И многими красотами

                          Удивлена еси:

                          Озёры многими

                          Удивлена еси,

                          Реками и кладязьми

                          Месточестными,

                          Горами крутыми,

                          Холмы высокими,

                          Дубравами частыми,

                          Польми дивными,

                          Зверьми различными,

                          Птицами бесчисленными,

                          Городы великими,

                          Селы дивными,

                          Винограды обительными,

                          Домы церковными

                          И князьми грозными,

                          Бояры честными,

                          Вольможами многими!

                          Всего еси исполнена

                          Земля Русская,

                          О правоверная

                          Вера христианская!                      

                          

Учитель

( обращаясь к записи на  доске): Произведения для нашего разговора  выбраны не случайно.

                - Как вы думаете, чем обусловлен такой выбор?

                - О чём будет наш разговор? Как определить его

                   тему?

Работа в тетрадях.

                                 Записываем тему урока, эпиграф.

II.             Объявление формы урока (урок-закладка).

              Обращаемся к «Толковому словарю русского

              языка» С.И. Ожегова. Закладка – слово многозначное

               (индивидуальное задание).

-Когда нам требуется закладка? (предполагаемые ответы: когда мы хотим заострить внимание на чём-либо; когда мы желаем вернуться к прочитанному; отметить нужное место в книге; запомнить важную информацию  и  т. п.). А урок-закладка?

 Обратить внимание на эти произведения древнерусской литературы, создав виртуальную закладку в памяти.

 Возможно, вернуться к отдельным произведениям для более

  глубокого их  изучения.

III.         Постановка целей и задач урока.

-      Познакомившись с отдельными произведениями

 русской   древней литературы XI века,  попытаемся

 «найти многое для себя».

 -  Выяснить, каков образ Русской земли в литературе

 XI века.

IV.        Составление словаря урока. Слайд

           Собор, соборность, летопись, житие, святой, алтарь,    

            митрополит, нравственность, каган, тленное, фимиам…

                  ( Запись в тетрадях)

V.             Работа по теме урока.

     Слово учителя.

Закладка первая ( запись в тетради): «Слово о законе и благодати» Илариона.

     ( Этот памятник принадлежит первому русскому митрополиту Илариону (избран в 1051г.) и датируется между 1037 и 1050гг. Однако предполагают и точную дату – 26 марта 1049г. Произведение состоит из 3-х частей: само торжественное Слово, похвала князю Владимиру и молитва. Основной темой сочинения Илариона является превосходство Нового Завета над Ветхим, христианства над иудаизмом. Похвала Владимиру представляет собой славословие князю, крестителю Руси. Немалое место уделено и доказательству равноправия всех православных народов вне зависимости от того, когда они вступили на путь христианской веры. Это было вызвано желанием отстоять идею независимости русской церкви от Византии. «Слово» дошло до нас в поздних списках: сейчас известно  более 50 списков XV XVII вв. и один фрагмент XIII в.)

     Чтение учащимися понравившихся отрывков из «Слова»

      ( подготовленное чтение – домашнее задание).

    Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 кл. – М.: Школа – Пресс,

1998. (Круг чтения: Школьная программа). Составитель Е. Рогачевская.

      Работа с текстом. Найти в тексте описание Русской земли (работаем с частью  Похвала князю Владимиру). Индивидуально-

групповое домашнее задание.

    Слайд.

« Ведь не в слабой и безвестной земле владычествовали, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырёх концах земли».

« Тогда тьма бесослужения рассеялась, и слово евангельское землю нашу озарило…фимиам, Богу воскуряемый, воздух освятил; монастыри на горах поднялись, монахи появились…все люди заполнили святые церкви, восславили Бога…»

« Встань, о честный муж, из гроба твоего! Встань, отряхни сон!.. Смотри на внуков твоих и правнуков, как живут…

Смотри же и на град, величеством сияющий, смотри на церкви процветающие…смотри на град, иконами святых освящаемый, блистающий, фимиамом благоухающий, хвалами и песнями святыми оглашаемый!»

     Обратите внимание на эпитеты ( не в слабой , не в безвестной земле; град, величеством сияющий; церкви процветающие; град, фимиамом

благоухающий и т.д.)

     Так какой рисует Русскую землю Илларион?

Учитель:

Как яркое проявление благополучия Русской земли Иларион выставлял её застроенность и ухоженность.Он с горделивой благодарностью обращался к умершему Владимиру Святославичу, который с  «славныи градъ твои

Кыевъ величьствомъ, яко вънцемь, обложилъ»: Въстани, о честна главо, от гроба твоего, въстани, оттряси сонъ!

   Картину благополучия Руси завершали упоминания о мировой славе Русской земли. Иларион провозглашал в «Слове», что русские князья « мужеством и храбростью прославились во многих странах. И поныне победы могущество их вспоминаются и прославляются».

Лирическое одушевление « Слова» ( ораторская проза)

Илариона было подхвачено  и усилено «Сказанием о Борисе и Глебе», которое в 1050-х годах было сочинено не известным нам автором. Правда, о времени появления «Сказания» существуют разногласия: некоторые учёные относят его к 1089-1115 гг. Но редкий случай: «Сказание О Борисе и Глебе» дошло до нас  в пергаменных «Минеях Четьих» конца XII –начала XiIIв., написанных всего лишь через 100-150 лет после составления «Сказания». Однако трудно решить, где «Сказание» находилось первоначально. Ведь родственная «Сказанию» «Повесть о Борисе и Глебе» под 1015г. была вставлена в летопись – в «Повесть временных лет».

Закладка вторая (запись в тетрадь): «Сказание о Борисе и Глебе», которое в 1050-х годах было сочинено не известным нам автором.

«Сказание» начиналось с рассказа о 12 сыновьях Владимира, которые были посажены отцом княжить в разных городах Руси. Как только скончался Владимир, один из его сыновей – Святополк- решил избавиться от Бориса и Глеба: их особенно любил Владимир. Основное содержание «Сказания» и составляет рассказ о том, как Борис и Глеб, зная о замысле окаянного Святополка, не подняли меча на старшего брата и по его приказу были зарезаны, как агнцы. Но тут Святополка постигли недуг и злая смерть, а у могил Бориса и Глеба стали происходить чудеса.

          Работа с текстом.

 - Какой мы видим Русскую землю в «Сказании»?

                 ( найти в тексте описание Русской земли)

Индивидуально-групповое домашнее задание

   Слайд.

   «И с тех пор прекратились усобицы в Русской земле…»;

   « Так и этих святых поставил Бог  светить в мире, многочисленными чудесами сиять в великой Русской земле, где многие страждущие исцеляются: слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются».

     Образ Русской земли в «Сказании» трогателен и мягок.

Благополучие добыто братской кровью, и Русская земля в «Сказании» выглядит особенно человеколюбивой. Заботами Бориса и Глеба «въ Русьскъ сторонъ велицъи …множьство стражющиихъ съпасени бывають..»

 Слава о братьях-исцелителях привлекает другие народы.

«И не только здесь, но и в других странах, и по всем землям они проходят, отгоняя болезни и недуги, навещая заключённых в темницах и закованных в оковы».

Русская земля, по «Сказанию о Борисе и Глебе», защищена  не только от болезней, но и от врагов. «Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем. Воистину и без сомнений могу сказать: вы небесные люди и земные ангелы…».

  Вывод-обобщение ( запись в тетради):

 Образ цветущей  и мирной Русской земли в произведениях XI – начала XII в. отражал быстроту успехов Руси в политическом и культурном развитии после принятия христианства. Всю древнерусскую культуру того времени отличает оптимистический, жизнерадостный, торжествующий характер, который особо выделяют учёные ( Д. Лихачёв, Н. Никольский, Е. Аничков, В. Мавродин).

Закладка третья (запись в тетради): «Похвала Феодосию Печерскому», игумену первого на Руси Киево- Печерского монастыря; «Память и похвала Владимиру» - об этих произведениях расскажет учитель ( они не включены в школьную программу, но рассказать о них нужно, иначе сочинение Илариона будет лишено исторической и литературной перспективы).

Аналогичный образ благополучной и осиянной Русской земли рисовали и эти произведения, сочинённые в конце XI- начале XII вв. 

Учитель: Повествование о Руси в памятниках велось в особом литературном стиле, выработанном не без влияния библейских книг, - в стиле «монументального историзма», как определил его Д.С. Лихачёв.  Этот стиль «характеризуется прежде всего стремлением рассматривать предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических.Это стиль, в пределах которого всё наиболее значимое  и красивое представляется величественным, монументальным. Стремясь видеть окружающее в рамках представлений этого стиля, летописцы, авторы житий, церковных слов смотрят на мир как бы с большой высоты или с  большого удаления – удаления времени и пространства». При всём том художественно- изобразительное творчество ещё очень долго не являлось осознанной целью древнерусских писателей.

VI.         Подведение итогов урока.

            И вновь обращаемся к словам Д. С. Лихачёва:

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

 - Что же вы нашли сегодня для себя?     

 - Так что же такое «собор души»?

         ( Это то высокое, к чему стремится человек)

- Что у героев прочитанных нами произведений древнерусской литературы можно взять и принести на алтарь «собора своей души»?

 Примечание. Обзор книг и произведений XI -  первой четверти XIII в., изображавших Русскую землю, от «Древнейшего Киевского летописного свода» до «Галицко- Волынской летописи», от «Слова» Илариона о законе и благодати до «Слова о полку Игореве», свидетельствует об известной эволюции настроений древнерусских писателей – от светлых и радостных XI – начала XII в. к более сумрачным второй половины XII – начала XIII в., обусловленных процессом феодального дробления Руси.

 

Поиск
Осталось...
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Учительский портал позитивные картинки Сайт Методсовет Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter репетитор по русскому языку Продленка
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz