Вторник, 19.03.2024, 14:16
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Величко Т.Н.

Наш опрос
Какой язык предпочтительнее в качестве второго иностранного:
Всего ответов: 97
Словари русского языка
www.gramota.ru
Статистика
Locations of visitors to this page
Форма входа

Методическая копилка

                         Содружество школы и музея

Сегодня мои коллеги  много говорят о качественном освоении содержания образования, отсюда поиски новых форм работы, направленных на повышение качества преподаваемых  ими  предметов. Я учитель русского языка и литературы. В школе эти предметы всегда были ведущими, потому что призваны формировать человека духовного. В современной жизни делать это чрезвычайно сложно. Как же сформировать собственное стремление ребёнка к высокому? И тут на помощь педагогу приходит искусство, которое  всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

                          Почему музей? В своё время прочитала слова учителя российской словесности 19 века В.П. Острогорского: « Воспитав в ребёнке привычки к прекрасному, мы только и можем именно этим уберечь его от пошлости, ввести его в связь с обществом и миром, дать интерес  и вкус к жизни и показать впереди высокую цель, которая будет всегда для него светочем на трудном жизненном пути». Конечно, именно через приобщение к искусству и  происходит укрепление духовной составляющей человека. С Новосибирским художественным музеем сотрудничаю более 25 лет. За эти годы  убедилась, что искусствоведы-педагоги – люди талантливые и неравнодушные (Червова Е.Г., Куржукова О.Г. и др.). Сколько желания сделать мир живописи интересным, ярким, открытым для детей всех возрастов!

 Воспитанники школы № 54 с удовольствием « работали» в залах музея, слушали лекции, побывали даже в  « сердце» музея – его хранилище, принимали участие в конкурсах, читали стихи в залах музея… На всю жизнь запомнили ученики  бывшего 9 «В» класса встречу с «самим» Эрмитажем в стенах нашего музея. Удивительным было и то, что экскурсия проводилась в сопровождении классической музыки ( выступали учащиеся школы при Новосибирской консерватории). Впечатление потрясающее! Через несколько лет бывшие мои ученики, став студентами,  позвонили и предложили встретиться, по традиции пойти куда-нибудь вместе. И я услышала от них предложение пойти в художественный музей!!! Попали мы на открытие замечательной выставки « Школа акварели Сергея  Андрияки». Это ли не оценка наших совместных усилий?

 Часто на занятия в музей приходили и родители, старательно  делая какие-то пометки в блокнотах, записных книжках. Вот некоторые отзывы родителей:

 

«Считаю, что моему сыну посещение художественного музея очень полезно, и мне хотелось бы, чтобы занятия продолжились и в следующем году».

 

«Музей – это здорово! Я – за музей!»

 

«У меня с дочкой появилась ещё одна тема для общения».

 

« Сын гордится знаниями, полученными в музее».

 

                                А что думают сами подростки?

«Занимательное это занятие – ходить в художественный музей! Узнаёшь много нового и интересного. Учишься по-новому думать и говорить».

                                                                            Тропников Максим

 

« Посещение музея расширяет кругозор, дарит эстетическое наслаждение. Лично мне эти занятия очень нужны».

                                                                             Исакова Анна

 

          Сегодня мы пытаемся с нашим постоянным куратором Червовой Е.Г. найти новые, нестандартные формы работы. Весной 2010 года проведён  урок развития речи в 5 «А» классе прямо в зале музея. По программе М.Т. Баранова мы должны были по иллюстрации в учебнике русского языка  описать картину П. Кончаловского «Сирень в корзине», но в нашем музее есть подлинник художника -  « Сирень и подрамник». Необыкновенный урок! Сколько находок, открытий, радости! Вот отдельные строчки из сочинений пятиклассников:

           « П. Кончаловский рисовал эти  букеты   с нежностью и любовью, что  и видно на картине. Он выделял каждый ароматный цветочек, каждый зелёно-изумрудный листик. Глядя на эту красоту, можно уловить манящий, тонкий и прохладный запах солнечной весны».

                                                                                 Веселова Алина

         « Эта картина поражает необыкновенной композицией. Два букета цветущей сирени дополняют друг друга. Подрамник на заднем плане создаёт ощущение «картины в картине». Мне это очень нравится».

                                                                                 Курбанов Руслан

      « Когда я смотрю на эту картину, мне кажется, что букет не нарисован, а живой… Пышный, воздушный букет. Я думаю, каждая женщина хотела бы получить этот шикарный букет на 8 Марта или просто так».

                                                                                Руденко Диана

 

              Теперь о качественном освоении  содержания образования?

       Подобное сотрудничество  школы и музея способствует и интенсификации учебного процесса, позволяя, что особенно ценно, дополнить программное содержание уроков литературы, то есть расширить рамки школьной программы.

 

Класс

Тема (программа по литературе  под редакцией Т.Ф.Курдюмовой)

     «Поэтические

                    пятиминутки»

Художественный

                           музей

5 кл.

 Поэтический образ

                        Родины

 

 

 

 

 

Русские народные сказки

 

 

 

Творчество    А. Фета, Ф. Тютчева,  С.Есенина,

Н. Рубцова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Родная природа в творчестве русских художников» (А. К. Саврасов, И.И.Левитан,

И.И. Шишкин) – цикл занятий.

 

Творчество русских художников-сказочников (И. Билибин, В. Васнецов, М. Врубель).

 

6 кл.

 Открываем новые имена: Я. Полонский

 

 

 

 

Н. А. Некрасов.

«Крестьянские дети»

 

Н. К. Рерих.

«Бэда – проповедник»  и Я.Полонский.  «Бэда – проповедник»

« В дальних снежных Гималаях». Творчество Н. К. Рериха.

( экскурсия)

 

Красота крестьянского быта: А. Г. Венецианов.

(слайдпрограмма +

работа в зале)

7 кл.

Биография  Пушкина

Портрет А. Пушкина работы О. Кипренского – стихотворение А. Пушкина   «Кипренскому»

 

 Античные сюжеты в живописи (занятие).

8 кл.

Поэты пушкинской поры ( 1-е полугодие)

 

 

 

История на страницах произведений художественной

литературы

 

 

 

 

 

 

Стих – ние Ф. Тютчева

«29 января 1837 года» - А. А.  Наумов.  « После дуэли»

 

 

Екатерининский зал:

лица  современников

А. С. Пушкина

(Тропинин В. А.

«Портрет князя

А. С. Долгорукого»).

 

Занятие: « Исторические сюжеты в живописи»

 

Искусство петровского времени

( слайдпрограмма)

 

9 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

9 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-11кл.

 

«Слово о полку Игореве»                 

 

 

 

 

 

 

Классицизм   как литературное направление   

 

 

 

Г. Р. Державин  «Фелица»

 

 

 

 

Сентиментализм как

литературное направление

 

 

 

 

Биография

           А.  Грибоедова

 

 

 

Творчество М.Ю. Лермонтова

 

 

 

Б. Пастернак

 

 

 

 

А. Блок

 

 

 

 

А.Т. Твардовский

«Василий Тёркин»

 

 

В. Васнецов. «После

побоища  Игоря

Святославовича с половцами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В. Боровиковский. «Портрет    Лопухиной»-

Я. Полонский. « К портрету  Лопухиной»

 

 

Н. Ианкошвили. Портрет Нины Чавчавадзе – Грибоедовой – Я. Полонский. Поэма

«Н. А. Грибоедова»

 

 

 

 

 

Б. Пастернак. «Гефсиманский сад» -

Н. Н. Ге. «В Гефсиманском саду»

 

 

А. Блок. «Незнакомка» -

Н. Н. Крамской. «Неизвестная»

 

Цикл занятий:

«Искусство Древней

Руси Х – ХVII веков».

«Иконы пяти веков»? знакомство с культовой живописью

 

Лекция «Классицизм»

Искусство Франции XVII века.     (слайдпрограмма)

 

   Русское искусство XVIII века.

Парадный портрет, камерный портрет:

Левицкий Д. Г.

«Екатерина II»,

 

 

Боровиковский В. Л.

      (экскурсия)

 

 

 

 

Лекция «Реализм»

 

 

 

 

 

Лекция «Романтизм»

 

 

 

 

Искусство «Серебряного века»:  Бенуа А. Н.,

Головин А.Я.,  Серебрякова З. Е.

 

 

 Лекция «Символизм»

 

 

Образ героя войны в портрете (слайдпрограмма +

экскурсия)

 

        Сотрудничество школы и музея способствует развитию эстетического вкуса учеников, пробуждает в детях способность наслаждаться изящным, развивает мышление, формирует их собственное стремление к высокому. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника.

       Д.Б.Кабалевский был уверен: «Прекрасное пробуждает доброе…Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в той мере, в какой это доступно искусству…Нет таких предметов и нет учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство». Оно воздействует комплексно на ум и сердце, формируя тем самым целостную личность.


                                                        Как анализировать произведение живописи

                    1. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи?

                2. История создания живописного произведения.

                3. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его

                     творчестве?

                4.  Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному

                     стилю или направлению.                    

                5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.

                6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок,

                    светотень, фактура, манера письма.

               7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному,

                   портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.

           

 


Поиск
Осталось...
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
Учительский портал позитивные картинки Сайт Методсовет Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter репетитор по русскому языку Продленка
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz