Меню сайта
Наш опрос
|
Методическая копилкаСодружество школы и музея Сегодня мои коллеги много говорят о качественном освоении содержания образования, отсюда поиски новых форм работы, направленных на повышение качества преподаваемых ими предметов. Я учитель русского языка и литературы. В школе эти предметы всегда были ведущими, потому что призваны формировать человека духовного. В современной жизни делать это чрезвычайно сложно. Как же сформировать собственное стремление ребёнка к высокому? И тут на помощь педагогу приходит искусство, которое всегда духоподъёмно, в этом его назначение. Почему музей? В своё время прочитала слова учителя российской словесности 19 века В.П. Острогорского: « Воспитав в ребёнке привычки к прекрасному, мы только и можем именно этим уберечь его от пошлости, ввести его в связь с обществом и миром, дать интерес и вкус к жизни и показать впереди высокую цель, которая будет всегда для него светочем на трудном жизненном пути». Конечно, именно через приобщение к искусству и происходит укрепление духовной составляющей человека. С Новосибирским художественным музеем сотрудничаю более 25 лет. За эти годы убедилась, что искусствоведы-педагоги – люди талантливые и неравнодушные (Червова Е.Г., Куржукова О.Г. и др.). Сколько желания сделать мир живописи интересным, ярким, открытым для детей всех возрастов! Воспитанники школы № 54 с удовольствием « работали» в залах музея, слушали лекции, побывали даже в « сердце» музея – его хранилище, принимали участие в конкурсах, читали стихи в залах музея… На всю жизнь запомнили ученики бывшего 9 «В» класса встречу с «самим» Эрмитажем в стенах нашего музея. Удивительным было и то, что экскурсия проводилась в сопровождении классической музыки ( выступали учащиеся школы при Новосибирской консерватории). Впечатление потрясающее! Через несколько лет бывшие мои ученики, став студентами, позвонили и предложили встретиться, по традиции пойти куда-нибудь вместе. И я услышала от них предложение пойти в художественный музей!!! Попали мы на открытие замечательной выставки « Школа акварели Сергея Андрияки». Это ли не оценка наших совместных усилий? Часто на занятия в музей приходили и родители, старательно делая какие-то пометки в блокнотах, записных книжках. Вот некоторые отзывы родителей:
«Считаю, что моему сыну посещение художественного музея очень полезно, и мне хотелось бы, чтобы занятия продолжились и в следующем году».
«Музей – это здорово! Я – за музей!»
«У меня с дочкой появилась ещё одна тема для общения».
« Сын гордится знаниями, полученными в музее».
А что думают сами подростки? «Занимательное это занятие – ходить в художественный музей! Узнаёшь много нового и интересного. Учишься по-новому думать и говорить». Тропников Максим
« Посещение музея расширяет кругозор, дарит эстетическое наслаждение. Лично мне эти занятия очень нужны». Исакова Анна
Сегодня мы пытаемся с нашим постоянным куратором Червовой Е.Г. найти новые, нестандартные формы работы. Весной 2010 года проведён урок развития речи в 5 «А» классе прямо в зале музея. По программе М.Т. Баранова мы должны были по иллюстрации в учебнике русского языка описать картину П. Кончаловского «Сирень в корзине», но в нашем музее есть подлинник художника - « Сирень и подрамник». Необыкновенный урок! Сколько находок, открытий, радости! Вот отдельные строчки из сочинений пятиклассников: « П. Кончаловский рисовал эти букеты с нежностью и любовью, что и видно на картине. Он выделял каждый ароматный цветочек, каждый зелёно-изумрудный листик. Глядя на эту красоту, можно уловить манящий, тонкий и прохладный запах солнечной весны». Веселова Алина « Эта картина поражает необыкновенной композицией. Два букета цветущей сирени дополняют друг друга. Подрамник на заднем плане создаёт ощущение «картины в картине». Мне это очень нравится». Курбанов Руслан « Когда я смотрю на эту картину, мне кажется, что букет не нарисован, а живой… Пышный, воздушный букет. Я думаю, каждая женщина хотела бы получить этот шикарный букет на 8 Марта или просто так». Руденко Диана
Теперь о качественном освоении содержания образования? Подобное сотрудничество школы и музея способствует и интенсификации учебного процесса, позволяя, что особенно ценно, дополнить программное содержание уроков литературы, то есть расширить рамки школьной программы.
Сотрудничество школы и музея способствует развитию эстетического вкуса учеников, пробуждает в детях способность наслаждаться изящным, развивает мышление, формирует их собственное стремление к высокому. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника. Д.Б.Кабалевский был уверен: «Прекрасное пробуждает доброе…Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в той мере, в какой это доступно искусству…Нет таких предметов и нет учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство». Оно воздействует комплексно на ум и сердце, формируя тем самым целостную личность. Как анализировать произведение живописи 1. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи? 2. История создания живописного произведения. 3. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве? 4. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю или направлению. 5. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины. 6. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма. 7. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
|
|||||||||||||||||||||||||