Формирование социокультурных компетенций на уроках русского языка - Мои статьи - Каталог статей - Персональный сайт
Воскресенье, 11.12.2016, 05:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Величко Т.Н.

Категории раздела
Наш опрос
Какой язык предпочтительнее в качестве второго иностранного:
Всего ответов: 93
Словари русского языка
www.gramota.ru
Статистика
Locations of visitors to this page
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование социокультурных компетенций на уроках русского языка

 

 

Формирование социокультурной компетенции

обучающихся на   уроках  русского языка                                                                      

 

Воспитание языковой личности  в социокультурном аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение социокультурного материала  в ткань уроков родного языка, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личность. «Становление полноценной языковой личности невозможно без осознания языка как своего рода живого организма , спаянного корневыми нитями образов  и ассоциаций с традициями материальной и духовной культуры нашего народа, уходящими за необозримые горизонты столетий» (Савельева 1997).

Социокультурное образование – новый аспект в преподавании  школьных предметов, и связан он с необходимостью формирования социокультурной компетенции. Социокультурный подход определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры. Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о непосредственной связи речевой и социокультурной среды, о взаимосвязи развития языка и общества.

          Социокультурная компетенция предполагает:

  • осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма социальной памяти, « культурный код нации»; развитое умение сопоставлять факты языка и факты действительности;
  • умение видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;
  •  знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;
  • умение обнаружить регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте.

     При таком подходе  особое значение придаётся использованию краеведческого  и в особенности лингвокраеведческого  материала в процессе преподавания родного языка.      Краеведение – одно из эффективных средств патриотического  и нравственного воспитания, т.к. соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично и без  приедающейся назидательности. Опыт наших учителей по использованию регионального материала как средства формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка убеждает в том,  что включение регионального компонента в лингвистическое образование школьников не требует пересмотра традиционного содержания обучения русскому языку. Местный языковой материал может гармонично входить в базовое образование по русскому языку.

 Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное, любовное или внимательное отношение к родному языку, а значит – любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание  её языка, истории, культуры, природных условий, обычаев народа дадут возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.

Особенно эффективным, по мнению методистов и лингвистов, является использование местной топонимии в процессе лингвокраеведческой работы. Топонимическая лексика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней появляются языковые закономерности. В связи с чем данный лексический пласт  представляет интерес и как историко- географический материал, и как лингвистический источник.

     «Работа с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся…»( Т.В. Майорова).

    С.А. Попов отмечает, что « изучение местной топонимики и антропонимики важно начинать со школьной скамьи. В этом возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия, с удовольствием участвуют в топонимических экспедициях».

                Особое место среди географических названий занимают названия улиц, площадей, переулков…  Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика ( от греч. микро= «малый» + топоним – «имя места») города. Микротопонимический материал любого города представляет особый интерес для научного исследования, так как  этот пласт лексики содержит наиболее ценную и богатую информацию об истории самого города, об истории страны, о современной жизни города, о развитии культуры. А вместе с тем, что особенно важно, - о русском языке и его истории. Г.Ф. Ковалёв, анализируя задачи лингвокраеведческой работы в школе, особенно подчёркивает важность изучения микротопонимов: «Именно эта категория собственных имён наиболее уязвима. Уходят без возврата старые названия улиц, частей населённых пунктов, а ведь они многое могли бы рассказать».

           Мы считаем, что знакомство с микротопонимами способствует развитию интереса к своей «малой» родине и позволяет проводить формирование важнейших языковых умений  и навыков на местном языковом материале.  Использование именно этого лексического материала на уроках русского языка представляется нам наиболее удачным в плане реализации идеи формирования социокультурной компетенции учащихся средствами русского языка.

 

Конкретно о формах и методах работы.

 

        При изучении темы  «Лексика. Заимствованные слова» 6кл. (программа М.Т. Баранова)     используем в работе « Топонимический словарь названий в Новосибирской области» (через  интернет-ресурсы). 

Обь – возможно из иранского аб – « вода», на языке коми обва – « снежная вода».

Ирмень – из тюркских языков- « трава, очень полезная для лошадей», т. е. река, на берегах которой расположены ценные пастбища.

Иня – правый приток Оби. Вероятно, от кетского иен – «долгий».

Чаны – озеро, от тюркского чан – «большой сосуд».

Евсино – село в Искитимском районе. По фамилии крестьян Евсиных, основавших эту деревню в 1764-1765гг.

Кочки – районный центр, назван по расположению у болота с кочками.

Используем богатое информационное пространство: «Топонимика города Новосибирска», «Происхождение собственных имён географических объектов», «Красный проспект – главная улица Новосибирска» и др.

      Имена улиц, проспектов, переулков – неотъемлемая часть жизни общества; каждый микротопоним несёт в себе важную лингвоисторическую и страноведческую информацию. Этот пласт лексики представляет собой большую ценность с точки зрения истории народа, его культуры, истории самого города, с точки зрения русского языка и его истории. Как в зеркале в микротопонимах отражаются изменения, происходящие в общественной и социальной жизни общества.  Огромно воспитательное и познавательное значение микротопонимов. Улицы Бориса Богаткова, Г.Р. Державина, Жилиной О.В., Лермонтова М.Ю., Селезнёва М.Г. и др.  хранят память о дорогих именах и событиях. Презентацию «История Новосибирска в  именах и фамилиях выдающихся людей» выполнила ученица 10 «Б» класса Негоденко Елена.

Кроссворд «Мой Новосибирск»: Самое первое название  Новосибирска? ( Возник в 1893 году при строительстве железнодорожной магистрали и вначале назывался посёлок Гусевка; переименован в честь императора Николая II в Новониколаевск (1903), получил название Новосибирск в 1926 году.

Творческие работы (сочинения «Моя улица», « И в честь героев названы улицы», «Улицы расскажут вам…»);

Элективный курс «Топонимика малой родины» (работа с краеведческой литературой, экскурсии в краеведческие музеи, элементы проектной деятельности).

Уроки-исследования: «Рассказ ведут названия улиц» (классифицировать названия   улиц по способу словообразования  и лексико-семантическим признакам).

Работа с текстами, содержащими сведения о происхождении названий улиц города Новосибирска.

        При изучении темы «Имя числительное» активно используем  информацию об истории Центрального района города Новосибирска, района, в котором мы учимся и живём!

                      19 февраля 1940 года Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил Постановление Президиума Новосибирского облисполкома об образовании в г, Новосибирске Центрального района.

    В 1940 году Центральный район занимал площадь 463 гектара и в нём проживало 57,7 тысяч человек.

        Наука, высшее образование, здравоохранение, торговля в городе начинались с той части территории, на которой расположен Центральный район. Именно на этой территории появился в 1899 году первый храм, первый банк в 1905 году, первая электростанция – 1912 год, первый стадион – 1925, первая радиостанция – 1921.

На сегодняшний день:  сфера образования включает в себя 12 общеобразовательных школ, 3 музыкальные школы, 12 учреждений среднего профессионального образования, 5 высшего учебного образования, 16 учреждений науки и научного обслуживания.

      На территории района находится 21 музей, 7 библиотек, 3 театра…также находятся Государственный архив Новосибирской области, Городской архив, Дом офицеров, 90 памятников архитектуры, 29 памятников истории, 17 предприятий крупной и средней промышленности, 360 магазинов.

Численность постоянного населения – 73, 8 тысячи человек.

По территории проходят 54 улицы, общая протяжённость улиц – 68 км.

У нас есть опыт проведения зачёта по теме «Имя числительное» в форме заочной  экскурсии по Новосибирску» (дидактическая игра, используемая для уточнения, закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки сформированности умений и навыков обучающихся).

  

 Вывод:

 Использование в процессе преподавания русского языка микротопонимического материала  способствует 1)  воспитанию любви и формированию интереса к «малой» родине, обогащению и активизации словаря обучающихся и в конечном счёте формирует социокультурную компетенцию;

   2) даёт возможность реализовывать актуальную сейчас идею включения регионального компонента в систему лингвистического образования.

                                                        Литература:

Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // РЯШ.- 2000. - №3.

Савельева Л.В. Современная русская социоречевая культура в контексте этнической ментальности. Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1995.

Бочаров В.В. Социокультурная компетенция учащихся начальных классов. Белгород, 2007.

Александрова Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. –М.: Баласс, 2010.

 

Величко Татьяна Николаевна,    учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №54  


Категория: Мои статьи | Добавил: Весы12 (12.02.2012)
Просмотров: 2518 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Осталось...
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
Учительский портал позитивные картинки Сайт Методсовет Каталог сайтов Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter репетитор по русскому языку Продленка
Выбрать язык / Choose language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Israel
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish
Сеть творческих учителей

Copyright MyCorp © 2016
Создать бесплатный сайт с uCoz