Формирование социокультурной компетенции
обучающихся на уроках
русского языка
Воспитание
языковой личности в социокультурном
аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей
реализации нового подхода – включение социокультурного материала в ткань уроков родного языка, то есть такого
материала, который позволит формировать русскую языковую личность. «Становление
полноценной языковой личности невозможно без осознания языка как своего рода
живого организма , спаянного корневыми нитями образов и ассоциаций с традициями материальной и
духовной культуры нашего народа, уходящими за необозримые горизонты столетий»
(Савельева 1997).
Социокультурное образование –
новый аспект в преподавании школьных
предметов, и связан он с необходимостью формирования социокультурной
компетенции. Социокультурный подход
определяет стратегию изучения языка сквозь призму национальной культуры.
Под социокультурной компетенцией понимают не просто владение информацией о
непосредственной связи речевой и социокультурной среды, о взаимосвязи развития
языка и общества.
Социокультурная
компетенция предполагает:
- осознание того, что язык не только средство
познания и средство общения, но и форма социальной памяти, « культурный
код нации»; развитое умение сопоставлять факты языка и факты
действительности;
- умение видеть культурный фон, стоящий за каждой
языковой единицей;
- знание
культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;
- умение обнаружить регионально значимые лексемы и
понимать их роль в тексте.
При
таком подходе особое значение
придаётся использованию краеведческого и
в особенности лингвокраеведческого
материала в процессе преподавания родного языка. Краеведение
– одно из эффективных средств патриотического
и нравственного воспитания, т.к. соединение учебно-познавательных задач
с воспитательными происходит здесь естественно, органично и без приедающейся назидательности. Опыт наших
учителей по использованию регионального материала как средства формирования
социокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка убеждает в
том, что включение регионального
компонента в лингвистическое образование школьников не требует пересмотра
традиционного содержания обучения русскому языку. Местный языковой материал
может гармонично входить в базовое образование по русскому языку.
Именно такой подход воспитывает у учащихся
бережное, любовное или внимательное отношение к родному языку, а значит –
любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание её языка, истории, культуры, природных
условий, обычаев народа дадут возможность учителю сформировать у ребят
национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.
Особенно эффективным, по мнению
методистов и лингвистов, является
использование местной топонимии в
процессе лингвокраеведческой работы. Топонимическая лексика отражает
важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же
время, в ней появляются языковые закономерности. В связи с чем данный
лексический пласт представляет интерес и
как историко- географический материал, и как лингвистический источник.
«Работа с местным топонимическим
материалом вызывает неизменный интерес учащихся…»( Т.В. Майорова).
С.А. Попов отмечает, что « изучение местной
топонимики и антропонимики важно начинать со школьной скамьи. В этом возрасте
дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к
народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического
названия, с удовольствием участвуют в топонимических экспедициях».
Особое место среди
географических названий занимают названия улиц, площадей, переулков… Совокупность названий данного типа
определяется как микротопонимика ( от
греч. микро= «малый» + топоним – «имя места») города. Микротопонимический
материал любого города представляет особый интерес для научного исследования,
так как этот пласт лексики содержит
наиболее ценную и богатую информацию об истории самого города, об истории
страны, о современной жизни города, о развитии культуры. А вместе с тем, что
особенно важно, - о русском языке и его истории. Г.Ф. Ковалёв, анализируя задачи лингвокраеведческой работы в школе,
особенно подчёркивает важность изучения
микротопонимов: «Именно эта категория
собственных имён наиболее уязвима. Уходят без возврата старые названия улиц,
частей населённых пунктов, а ведь они многое могли бы рассказать».
Мы считаем, что знакомство с
микротопонимами способствует развитию интереса к своей «малой» родине и
позволяет проводить формирование важнейших языковых умений и навыков на местном языковом материале. Использование именно этого лексического
материала на уроках русского языка представляется нам наиболее удачным в плане
реализации идеи формирования социокультурной компетенции учащихся средствами
русского языка.
Конкретно о формах и методах работы.
При изучении темы «Лексика. Заимствованные слова» 6кл.
(программа М.Т. Баранова) используем в работе « Топонимический словарь названий в Новосибирской области» (через интернет-ресурсы).
Обь – возможно из иранского аб – «
вода», на языке коми обва – « снежная вода».
Ирмень – из тюркских языков- « трава,
очень полезная для лошадей», т. е. река, на берегах которой расположены ценные
пастбища.
Иня – правый приток Оби.
Вероятно, от кетского иен – «долгий».
Чаны – озеро, от тюркского
чан – «большой сосуд».
Евсино – село в Искитимском районе. По
фамилии крестьян Евсиных, основавших эту деревню в 1764-1765гг.
Кочки – районный центр,
назван по расположению у болота с кочками.
Используем богатое информационное пространство: «Топонимика города
Новосибирска», «Происхождение собственных имён географических объектов»,
«Красный проспект – главная улица Новосибирска» и др.
Имена
улиц, проспектов, переулков – неотъемлемая часть жизни общества; каждый
микротопоним несёт в себе важную лингвоисторическую и страноведческую
информацию. Этот пласт лексики представляет собой большую ценность с точки
зрения истории народа, его культуры, истории самого города, с точки зрения
русского языка и его истории. Как в зеркале в микротопонимах отражаются
изменения, происходящие в общественной и социальной жизни общества. Огромно воспитательное и познавательное
значение микротопонимов. Улицы Бориса Богаткова, Г.Р. Державина, Жилиной О.В.,
Лермонтова М.Ю., Селезнёва М.Г. и др. хранят память о дорогих именах и событиях. Презентацию «История Новосибирска в именах и фамилиях выдающихся людей» выполнила
ученица 10 «Б» класса Негоденко Елена.
Кроссворд «Мой Новосибирск»: Самое
первое название Новосибирска? ( Возник в
1893 году при строительстве железнодорожной магистрали и вначале назывался
посёлок Гусевка; переименован в честь императора Николая II в Новониколаевск (1903), получил
название Новосибирск в 1926 году.
Творческие работы (сочинения «Моя
улица», « И в честь героев названы улицы», «Улицы расскажут вам…»);
Элективный курс «Топонимика малой родины»
(работа с краеведческой литературой, экскурсии в краеведческие музеи, элементы
проектной деятельности).
Уроки-исследования: «Рассказ ведут
названия улиц» (классифицировать названия
улиц по способу словообразования и лексико-семантическим признакам).
Работа с текстами, содержащими сведения
о происхождении названий улиц города Новосибирска.
При изучении темы «Имя числительное» активно используем информацию об истории Центрального района города Новосибирска, района, в котором мы
учимся и живём!
19 февраля 1940 года
Президиум Верховного Совета РСФСР утвердил Постановление Президиума
Новосибирского облисполкома об образовании в г, Новосибирске Центрального
района.
В 1940 году Центральный район занимал
площадь 463 гектара и в нём проживало 57,7 тысяч человек.
Наука, высшее образование,
здравоохранение, торговля в городе начинались с той части территории, на
которой расположен Центральный район. Именно на этой территории появился в 1899
году первый храм, первый банк в 1905 году, первая электростанция – 1912 год,
первый стадион – 1925, первая радиостанция – 1921.
На сегодняшний день: сфера образования включает в себя 12
общеобразовательных школ, 3 музыкальные школы, 12 учреждений среднего
профессионального образования, 5 высшего учебного образования, 16 учреждений
науки и научного обслуживания.
На территории района находится 21 музей,
7 библиотек, 3 театра…также находятся Государственный архив Новосибирской
области, Городской архив, Дом офицеров, 90 памятников архитектуры, 29
памятников истории, 17 предприятий крупной и средней промышленности, 360 магазинов.
Численность
постоянного населения – 73, 8 тысячи человек.
По территории
проходят 54 улицы, общая протяжённость улиц – 68 км.
У нас есть
опыт проведения зачёта по теме «Имя
числительное» в форме заочной экскурсии
по Новосибирску» (дидактическая игра, используемая для уточнения,
закрепления и приведения в систему полученных знаний, а также для проверки
сформированности умений и навыков обучающихся).
Вывод:
Использование в процессе
преподавания русского языка микротопонимического материала способствует 1) воспитанию любви и формированию интереса к
«малой» родине, обогащению и активизации словаря обучающихся и в конечном счёте
формирует социокультурную компетенцию;
2) даёт возможность реализовывать актуальную сейчас идею включения регионального компонента
в систему лингвистического образования.
Литература:
Майорова Т.М.
Ономастика в лингвокраеведческой работе // РЯШ.- 2000. - №3.
Савельева Л.В.
Современная русская социоречевая культура в контексте этнической ментальности.
Сборник научных трудов. Петрозаводск, 1995.
Бочаров В.В.
Социокультурная компетенция учащихся начальных классов. Белгород, 2007.
Александрова
Г.В. Проектная деятельность на уроках русского языка в 5-9 классах. –М.: Баласс,
2010.
Величко Татьяна Николаевна, учитель
русского языка и литературы МБОУ СОШ №54
|